Федерация кинологического спорта. Белгород-Днестровский
ул. Маяковского, 42в. (8-я линия)
раб. тел.:(04849) 6-70-63
моб.тел.: 067- 905-82-63

Дрессировка

Методы дрессировки

В процессе дрессировки собаки на животное воздействуют различные раздражители: команды и жесты дрессировщика, обстановочные раздражители окружающей среды, запах и вкус лакомства, запах следа, запах мин и наркотических веществ. Кроме перечисленных раздражителей на собаку воздействует помощник при выработке навыков защиты. Свое действие оказывает также внутреннее состояние животного, чувство голода, дискомфорт в случае болезни и т.п. Дрессировщик, организуя занятия, учитывает все эти факторы и подбирает раздражители в зависимости от целей, которых он хочет достигнуть. Выбор тех или иных раздражителей, которые используются как для стимулирования нужного действия собаки, для коррекции ее действий, так и для последующего поощрения, и определяет метод дрессировки.
Следует учитывать, что для выработки того или иного навыка обычно используют не один метод, а комплекс методов дрессировки, соответственно выбранной методике.

Механический метод дрессировки

Как в качестве побуждающих и корректирующих стимулов, так и в качестве поощрения применяются механические раздражители. Например, вырабатывая навык посадки по команде, дрессировщик применяет в качестве стимула рывок поводком и нажатие на круп, а в качестве поощрения, в комплексе с командой «хорошо» — поглаживание и похлопывание по груди.
Положительные стороны метода: быстро вырабатываются требуемые навыки; легко достигается безотказность в работе.
Отрицательные стороны метода: низкая заинтересованность собаки в работе; не все навыки, необходимые на службе, можно выработать этим методом; большая нагрузка на нервную систему — при интенсивном использовании механического метода быстрее наступает усталость собаки (особенно следует учитывать при дрессировки собак с недостатками нервной системы).

Вкусопоощрительный метод дрессировки

Как в качестве побуждающих и корректирующих стимулов, так и в качестве поощрения применяются пищевые раздражители. Например, вырабатывая навык посадки по команде, дрессировщик применяет в качестве стимула лакомство в руке, которое он заносит над головой животного, а в качестве поощрения, в комплексе с командой «хорошо» — также лакомство.
Положительные стороны метода: быстро вырабатываются требуемые навыки; малая нагрузка на нервную систему; высокая заинтересованность собаки в работе.
Отрицательные стороны метода: не достигается безотказность в работе; нельзя выработать все необходимые навыки; метод малоэффективен при дрессировке собак со слабо развитой пищевой реакцией поведения.

Контрастный метод дрессировки

В качестве стимулов побуждения и коррекции применяются механические раздражители, а в качестве поощрения — лакомство (в комплексе с командой «хорошо»). Например, при выработке навыка укладки по команде применяют рывки поводком, после выполнения команды собаку поощряют лакомством. Метод является комбинированием механического и вкусопоощрительного метода. Объединяет в себе преимущества обоих методов.
Положительные стороны метода: быстро вырабатываются требуемые навыки; достигается безотказность в работе у собак с хорошо развитой пищевой реакцией поведения.
Отрицательные стороны метода: низкая эффективность в дрессировке собак с недостаточно развитой пищевой реакцией поведения; сохраняется высокая нагрузка на нервную систему.

Апортировочный метод дрессировки

(Этот метод не рассматривался как таковой в классической «советской» кинологии. Внести этот метод в классификацию предлагает автор).
В качестве побуждающих и корректирующих стимулов применяется объект добычи — апортировочный предмет, а также предметы, на которые перенесено апортировочное поведение; в качестве поощрения применяется тот же предмет, который отдается собаке (или собаке позволяют взять его в зубы).
Положительные стороны метода: достигается исключительно высокая активность и заинтересованность собаки в работе; многие специальные навыки можно выработать только этим методом; низкая нагрузка на нервную систему животного.
Отрицательные стороны: метод неэффективен для собак с недостаточно развитой апортировочной реакцией поведения.

Метод наталкивания

В качестве побуждающих и корректирующих стимулов применяют раздражители, близкие к обстановочным; в качестве поощрения — команду «хорошо». Например, при выработке навыка преодоления барьера дрессировщик с собакой после непродолжительной пробежки приближается к невысокому барьеру. Естественная реакция собаки — перепрыгнуть этот барьер (конечно, если он не слишком высок).
Положительные стороны метода: низкая нагрузка на нервную систему животного; быстрая выработка навыка.
Отрицательные стороны метода: не все навыки можно выработать таким образом.

 

Подражательный метод

В качестве побуждающих стимулов используют стремление собаки к подражательным, стайным, коллективным действиям. Применяется обычно в комплексе с каким — либо из вышеперечисленных методов. Например, при выработке навыка преодоления барьера многие собаки охотно идут за хорошо подготовленной собакой. Применяется также при выработке защитных навыков.
Положительные стороны метода: низкая нагрузка на нервную систему; быстрая выработка первоначальных условных рефлексов.
Отрицательные стороны метода: не для всех собак достаточно эффективен; метод не годится для совершенствования условного рефлекса до навыка. Этим методом возможно выработать только некоторые условные рефлексы.

purina_ukr
Фото с соревнований